Лазерные технологии помогут вырастить талантливых «технарей»

Лазерные технологии помогут вырастить талантливых «технарей»

Worldskills Лазерные технологии, Лазеры в школу! Комментариев к записи Лазерные технологии помогут вырастить талантливых «технарей» нет

В Казани в рамках регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) прошел аналогичный детский турнир JuniorSkills.

Школьники от 10 до 16 лет проявили свое мастерство в 25 направлениях. И пусть вас не вводит в заблуждение их юный возраст. Профессии, которые играючи осваивают ребята, для многих взрослых покажутся просто фантастическими. Корреспондент портала «Вверх» побывал на одной из площадок чемпионата в технопарке «Идея» и узнал, почему сельские учителя во внеурочное время преподают детям 3-D моделирование, как лазерные технологии прививают любовь к физике, и сколько миллионов долларов смогут заработать вчерашние школьники.

В зале технопарка напряженная, как на экзамене, тишина. Участники номинации «Инженерный дизайн» в зеленых фирменных футболках JuniorSkills сосредоточено работают за компьютерами. На экранах узнаваемые детали металлического конструктора. Того самого, из советского детства и популярного у «юных техников» по сей день. Многие из конкурсантов, наверняка, еще 2 — 3 года назад мастерили что-нибудь из него дома. Теперь все серьезней.

— Дети должны создать 3-D детали металлического конструктора, осуществить подсборку и сборку моделей, в частности подъемного крана, и сделать и чертежи, — поясняет региональный эксперт Worldskills по компетенции «Инженерный дизайн» Арнольд Альтапов.

— Где они всему этому научились? – интересуюсь я

— Вообще в том, что эти дети находятся здесь, — переходя на шепот, словно раскрывая страшную тайну, сообщает мне эксперт, – заслуга их учителей. Пойдемте к ним.

Агния Шоркина приехала со своими воспитанниками на чемпионат из села Большие Кайбицы. По основной своей специальности она учитель математики и информатики, а еще ведет кружок «Компьютерное моделирование». Один из ее учеников 11-летний Ильфат Багавиев в прошлом году уже становился победителем регионального этапа JuniorSkills. И сейчас он вновь отстаивает честь родного села. Худенький, небольшого роста мальчик в очках со смышлеными глазами «колдует» над деталями виртуального компьютера.
Спрашиваю педагога, почему она решила преподавать детям такой необычный предмет, как 3-D моделирование.

— Ну почему необычный, у нас в школе его немного изучают, — немного смущаясь, говорит Агния Шоркина. – Вот его и выбрала. Тем более что некоторые дети хотят потом поступить в технические вузы.

— Да она просто увлеченный человек! Энтузиаст, – добавляет кто-то из ее коллег. – Есть еще такие учителя на селе!
Еще один педагог Гульшат Кадырова рассказывает, как взращивают инженеров со школьной скамьи в Альметьевске. Оказывается там при заводе «Алмаз» действует «Колледж будущего Татарстана», который проводит два раза в неделю занятия с детьми.

— Школьникам в качестве факультатива преподают черчение. Учителя замечают самых способных в этом предмете и направляют их к нам, в учебный центр колледжа, — поясняет Гульшат Кадырова. — Там проходят занятия по инженерной графике, электромонтажу, мехатронике, работе станками с ЧПУ.

Понятно, что если ребята всерьез увлеклись, то потом могут поступить в это учреждение профобразования. К слову, студентов колледжа, проявивших себя на конкурсах по мехатронике, приглашают учиться в КНИТУ-КАИ, а лучших электромонтажников зовут в Казанский государственный энергетический университет. Так выстраивается образовательная цепочка от школы до вузов.

— Как вы считаете, востребована профессия инженера сейчас в стране? – спрашиваю я у педагога.

— Конечно, востребованная, только платят мало, — смеется Гульшат Кадырова. – Вообще-то я сама инженер-конструктор. Три месяца на заводе проработала и ушла в колледж. Педагоги больше получают.

В другом зале технопарка «Идея» в это же время идут состязания в номинации «Лазерные технологии».

Конкурсанты тоже работают за компьютерами, но это лишь первый этап. Затем они воплощают свои проекты в жизнь, здесь же на современных лазерных установках. Согласно заданию, они должны изготовить корпус некоего прибора, его панель, машиностроительные детали, а затем нанести на них маркировку с помощью лазерной гравировки.

— Лазер может обрабатывать практически любые материалы: металл, акриловое стекло, пластик. И делает тонкую работу, на которую не способны фрезерные и токарные станки. Смотрите, — говорит генеральный директор Лазерного центра РТ и главный эксперт российского WorldSkills Николай Насонов и показывает мне монету, украшенную затейливым узором. —

Вообще с педагогической точки зрения эти технологии идеальны для того, чтобы привить у детей любовь физике. Прежде чем подходить к серьезному оборудованию, дети ставят эксперименты со светом и начинают понимать, как те или иные физические законы применяются в лазерных системах. Простейший пример: «Угол падения равен углу отражения». Так они начинают увлекаться этой дисциплиной. В чем собственно и заключается наша задача — сделать так, чтобы они не по гуманитарным предметам ЕГЭ сдавали, а выбирали физику и математику и поступали в инженерные вузы.

Опять же, если взять чисто техническую сторону. Игрушечный паровозик вырезается на фрезерном станке 40 часов! Долго делает модели 3-D принтер. Какой ребенок это выдержит? А здесь мы 20 — 30 минут тратим на каждое задание.

Прошу продемонстрировать что-то для наглядности. Николай Насонов устанавливает в лазерный МиниМаркер (прибор для маркировки и гравировки) металлическую пластину. Пару кликов на компьютере и по пластине начинает быстро двигаться красная точка, под которой, как по волшебству, проступает надпись. Завораживает. Какой мальчишка устоит?
Четырнадцатилетний Камиль Хасанов – ученик инженерного лицея КНИТУ-КАИ для одаренных детей один из участников чемпионата.

— В лицее увидел большой станок, поинтересовался что это, и так начал заниматься, — рассказывает он. — Я также увлекаюсь графическими программами, а здесь эти навыки тоже нужны. Занимаюсь уже год, научился делать чертежи, работать со станком.

Камиль умеет делать 3-D-ёлочки из фанеры, вазочки из оргстекла. Свои «лазерные поделки» дарит друзьям и родственникам. О том, кем он будет работать, когда вырастет, мальчик пока всерьез не задумывался. Но не исключает, что займется дизайном.

Вообще «Лазерные технологии» открывают школьникам просто фантастический спектр специальностей.

Они смогут участвовать в разработке квантового компьютера, создавать новейшее медицинское оборудование, роботов, заниматься 3-D печатью.

— В движении WorldSkills мы участвуем в номинации FutureSkills, то есть «Профессии будущего», — говорит Николай Насонов. — Это относительно новый вид обработки и горизонты ее применения все расширяются. Причем, это единственная сфера, где мы не потеряли технологическое лидерство еще с советских времен. А наш физик Валентин Гапонцев, который изобрел волоконный лазер, — один на весь российский список Forbes, чей капитал никак не связан с приватизацией или торговлей ресурсами. И сейчас его компания держит около 85 процентов мирового рынка!

Так что, по мнению Николая Насонова, детям, которые намерены связать свою будущую профессию с лазерными технологиями следует ориентироваться на заработки от нескольких миллионов до миллиарда долларов. Кроме шуток: именно такая премия обещана тому, кто создаст квантовый компьютер.

Так, где же этому можно научиться? В Казани, в Центре молодежного инновационного творчества «Идея», в Набережных Челнах – в детском технопарке «Кванториум». Берут туда, по словам Николая Насонова, школьников с 14 лет. Предпочтение отдается ребятам, которые показывают хорошие результаты по математике и физике. Сейчас занятия посещает около 500 детей.
Михаил Тихонов

<

p style=»padding-left: 30px;»>Источник: http://vverh-tatarstan.ru/news/2017.02.06/Luch-nadezhdy/455

Рекомендуем для Вас

Leave a comment

You must be logged in to post a comment.


© Интернет журнал "ЛАЗЕРНЫЙ МИР", 2019
Напишите нам:
laser.w@yandex.ru

Back to Top