35 лет назад в продажу поступил первый компакт-диск

35 лет назад в продажу поступил первый компакт-диск

Новости науки и техники Комментариев к записи 35 лет назад в продажу поступил первый компакт-диск нет

Современные поколения поклонников музыки (и не только), за исключением совсем уж юных ценителей, выросли вместе с CD-форматом, он для них многое значит.

Эпоха господства компакт-диска ещё слишком близка, интернету пока не удалось полностью покончить с этим форматом. Однако, как отмечает музыкальный портал «Союз», нельзя не отметить, что ныне положение на рынке у CD довольно странное и зыбкое.

С одной стороны, компакт-диск выглядит пережитком прошлого. С другой, вокруг этого носителя ещё не сложились своеобразные ностальгические аура и обаяние, как вокруг виниловых пластинок (которые обеспечивают «тёплый, ламповый звук», коллекционирование которых является признаком хорошего вкуса и эстетства и т.п.). Тем не менее, современные поколения поклонников музыки (и не только), за исключением совсем уж юных ценителей, выросли вместе с этим форматом, он для них многое значит.

Первый звоночек, возвещавший о кризисе и постепенном устаревании технологии, произошёл во второй половине 1960-х. Всё вышеуказанное великолепие звука относилось к монофоническим версиям. Но в середине великого десятилетия рок-музыки появилась возможность выпускать записи в стерео-формате. Первые образцы принесли сильное разочарование — они заметно уступали по качеству моно-версиям.

Музыкальная индустрия попыталась ответить на сей вызов времени в рамках существующих технологий, и в начале 1970-х годов в продаже появились четырёхканальные стереопластинки (так называемые «квадрофонические»). Однако это оказался «выстрел в молоко». Мало того, что ожидаемого улучшения качества добиться всё-таки не удалось, так ещё и почти одновременно на рынок вышли сразу четыре разные и несовместимые между собой квадрофонические стереоситемы.

Фактически это означало, что любителям музыки пришлось бы приобрести четыре декодера, а также новый звукосниматель с особой формой иглы, дабы слушать все возможные записи без ограничений.

Вскоре после неудачи с квадрофоническими системами индустрия вступила в эпоху цифровых технологий и, соответственно, оптической записи. Идея принципиально нового аудионосителя витала в воздухе, к тому времени уже состоялся ряд исследований ведущих физиков и инженеров в этой области, причём по обе стороны океана.

Так, технология лазерной записи информации на компакт-диски ещё в 1950-е годы начали независимо друг от друга разрабатываться американским исследователем Чарлзом Хардом Таунсом и советскими учёными Николаем Геннадиевичем Басовым и Александром Михайловичем Прохоровым. За свои изыскания и труды все трое в 1964 году были удостоены Нобелевской премии.

16 мая 1960 года первый рабочий лазер представил американец Теодор Майман, использовавший в работе результаты, полученные Таунсом, Басовым и Прохоровым. По итогам презентации Майман составил короткую заметку, которую принял к публикации журнал «Nature».

Уже в XXI веке, находясь в преклонных годах, Чарлз Таунс сказал о том тексте следующее: «она столь коротка и имеет столь много действенных последствий, что в расчёте на одно опубликованное слово является самой влиятельной среди всех превосходных статей, опубликованных в «Nature» в ХХ столетии».

Ряд историков звукозаписи также отмечают заслуги американского изобретателя Джеймса Т. Расселла. Якобы именно он первым создал действующую и работающую систему записи цифровой информации на специальную оптическую прозрачную фольгу, освещённую мощной галогенной лампой. Впервые Расселл подал заявку на патент на своё изобретение в 1966 году, а окончательно зарегистрировал его в 1970-м. В дальнейшем, по итогам судебных разбирательств, фирмы Sony и Phillips лицензировали патенты Джеймса.

Безусловно, свой (большой или маленький) вклад в развитие технологии лазерной звукозаписи внесло немало учёных. В 1970-х годах для будущего прорыва были созданы все условия.

Две крупные компании, голландская Phillips и японская Sony, обладавшие необходимыми финансовыми и организационными ресурсами, независимо друг от друга создали проектные группы и стали прорабатывать возможные варианты будущего компакт-диска. Именно в ходе технических процессов этих лет инженеры окончательно отвергли аналоговый формат звукозаписи и сконцентрировались на «цифре». Два гиганта индустрии проводили исследования, создавали прототипы, устраивали демонстрации (причём не только самих носителей, но и CD-плейеров).

В конце концов, представители Phillips отправились в Японию в 1979 году, желая найти партнёра для будущей реализации своих проектов. Йоп Ван Тильбург, глава аудиоподразделения голландской компании, уже собирался покидать Страну Восходящего Солнца, как раздался долгожданный телефонный звонок, оказавшийся, тем не менее, в высшей степени интригующим. Не кто-нибудь, а сам президент Sony Акио Морита был на проводе и предложил европейским конкурентам сотрудничество. Поступить именно так его убедили исполнительный директор компании (и будущий преемник на посту президента), Норио Ога, и Хейтаро Накадзима, непосредственно возглавлявший разработки нового аудионосителя.

Эти два заслуженных деятеля были убеждены в необычайном коммерческом потенциале CD, и, преодолевая скептическое отношение ряда коллег, продавили решение о партнёрстве с Phillips, полагая, что несоответствия и несовместимости итоговых результатов у двух конкурентов могут пагубно сказаться на перспективах всего формата. Поэтому нужно объединиться и выработать единый стандарт.

Так официально оформился союз, потрясший всю индустрию. Следующий год был посвящён дискуссиям по техническим вопросам, согласованиям спорных моментов, уточнениям по разным пунктам.

Важной составляющей был вопрос о размере носителя. Лу Оттенс, технический директор Phillips, и его подчинённые ещё в середине 1970-х рассчитывали, что диаметр диска составит 11,5 сантиметров, а записать на него можно будет около часа музыки. Однако Норио Ога, имевший за плечами консерваторское образование, воспротивился такому решению, заявив, что габариты (а вместе с ними и объём записываемой музыки) можно и нужно увеличить. Большой поклонник Бетховена, Норио с коллегами установили, что самое продолжительное исполнение знаменитой «Девятой симфонии» имело место на Байрейтском фестивале оркестром под управлением выдающегося дирижёра Вильгельма Фуртвенглера. Оно составило 74 минуты. Именно столько музыки по времени и должен включать в себя CD, так как это позволит выпускать на одном диске большинство классических произведений.

В конце концов, японская сторона добилась воплощения своих требований, а диаметр диска увеличили на полсантиметра. Однако и голландцам удалось оставить свой след: и поныне размер внутреннего отверстия CD точно соответствует диаметру старой голландской монеты в 10 центов!

Впрочем, представители Phillips позже при расспросах относительно истории с музыкой Бетховена лишь иронически улыбались. По их словам, у них всё уже было готово к началу массового производства CD такими, какими их видел Лу Оттенс, но Sony, при всех партнёрских соглашениях, не могли позволить конкуренту выйти на рынок раньше и насытить его. Замена оборудования под новый стандарт потребовала определённого времени, что было на руку японской фирме, а любовь Норио Ога к «Девятой симфонии» — это лишь предлог, но не первопричина изменений. Но что сделано, то сделано.

По крайней мере, название для нового носителя выбрали такое, какое желало руководство Phillips — Compact Disc (по аналогии с Compact Cassette, имевшими успех у покупателей). Другими вариантами были Mini Disc, Mini Rack и Compact Rack.

Источник: http://www.taday.ru/text/2211155.html

Рекомендуем для Вас

Leave a comment

You must be logged in to post a comment.


© Интернет журнал "ЛАЗЕРНЫЙ МИР", 2019
Напишите нам:
laser.rf.mail@yandex.ru

Back to Top