Боевой космический лазер «Скиф»

Лазерное оружие, Новости науки и техники Комментариев к записи Боевой космический лазер «Скиф» нет

В 1983 году для широкой общественности окончательно рухнула иллюзия под названием «мирный космос»: президент Рональд Рейган объявил о программе СОИ (Стратегическая Оборонная Инициатива), в рамках которой США собрались развернуть в космосе целый спектр вооружений для перехвата советских межконтинентальных баллистических ракет и их боеголовок. Безусловно, отдавать инициативу в руки противнику мы не могли: со времён Хиросимы и Нагасаки хрупкий мир между странами удавалось поддерживать только с помощью баланса вооружений. И на закате СССР началась разработка отечественного боевого лазерного космического аппарата, массо-габаритный макет которого (без самого лазера) был выведен в космос ракетой-носителем «Энергия». Впрочем, сам лазер тоже испытывали, правда, на самолёте.

Программа СОИ была далеко не первой попыткой милитаризации космоса. Фактически, такие планы вынашивались ещё с 1950-х, а то и раньше. Безусловно, разведки обеих стран получали какие-то сведения о разработках друг друга, и вряд ли речь Рейгана в 1983-м стал большой неожиданностью для нас. Проблема защиты (точнее, её невозможности) от межконтинентальных баллистических ракет стояла и перед СССР. Но на том уровне развития технологий решить её было нельзя (что и стало впоследствии причиной временного закрытия самой СОИ). Поэтому в качестве «первого шага» наше военное руководство решило создать средство борьбы со спутниками противника.

К тому времени спутники уже играли очень важную роль, причём в первую очередь в военном деле. СССР и США активно применяли спутниковую навигацию, связь и разведку, а в начале 1980-х началась разработка GPS — межвидовой системы навигации для ВМС, ВВС и сухопутных сил (которую позднее разрешили использовать и для гражданских нужд). От спутниковых навигационных систем в первую очередь зависела точность действий стратегических бомбардировщиков, подлодок-ракетоносцев и крылатых ракет «Томагавк».


Примерно в тот же период (начало 1980-х) в СССР родилась идея использовать лазерное вооружение для уничтожения вражеских спутников и других космических аппаратов (и в перспективе — баллистических ракет). Сам лазер уже существовал и активно отрабатывался: ещё в 1977-м целая научно-производственная кооперация из ОКБ Бериева, ЦКБ «Алмаз», Института атомной энергетики им. Курчатова, Таганрогского машиностроительного завода и ряда других организаций начала создавать летающую испытательную лабораторию для проверки возможности применения лазера в верхних слоях атмосферы.

Лазер с максимальной мощностью 1 МВт смонтировали на самолёте Ил-76 в башенке, которая поднималась из средней части самолёта. В носовом обтекателе установили систему наведения. По бокам в средней части в массивных обтекателях разместили два турбогенератора, которые должны были в полёте питать энергией лазер и сопутствующее оборудование.

Летающая лаборатория получила индекс А-60 («1А»), и отправилась в первый полёт в 1981-м. Из-за полной секретности программы никаких подробностей испытаний лазера не известно. Считается, что за 8 лет работы А-60 совершил несколько десятков вылетов с обстрелом мишеней на высотах до 30–40 км. Увы, «1А» сгорел на аэродроме в 1989-м. Тем не менее, после развала страны программа не была закрыта, как множество других. В 1991-м успели построить второй экземпляр летающей лаборатории — «1А2» — которая работает по сей день. Ходят слухи, что программа исследований финансируется в полном объёме.

Но мы отвлеклись. Через три года после начала лётных испытаний мегаваттный лазер был уже достаточно отработан, чтобы можно было апробировать идею уже за пределами атмосферы, в космосе. В 1984-м был подписан приказ о создании экспериментального космического аппарата тяжёлого класса с лазерным вооружением для уничтожения спутников, баллистических ракет и боеголовок. Аппарату присвоили индекс 17Ф19Д «Скиф-Д». Помимо испытаний самого лазера, на «Скифе» планировали отработать ряд других систем для будущих разработок в рамках отечественной системы ПРО. Сложность была в том, что такой мощный лазер требовал соответствующего источника энергии, запасов топлива и немалого количества вспомогательного оборудования. Носителей, способных вывести в космос столь тяжёлый аппарат, у страны попросту не было. Однако выход нашли быстро: к завершению подходила разработка сверхтяжёлой ракеты-носителя «Энергия», которую и решили использовать для запуска «Скифа», поскольку уже было понятно, что «Буран» к назначенному сроку готов не будет.

Чтобы успеть к моменту готовности «Энергии», при создании «Скифа» максимально использовали узлы и решения от других космических аппаратов. В конструкции орбитального лазера применили элементы транспортного корабля снабжения ТКС, орбитального ракетоплана «Буран», орбитальной станции «Мир» и ракеты-носителя «Протон-К». Помимо самого лазера, «Скиф» должен был нести баллоны с CO2 и два электротурбогенератора для питания лазера, систему наведения, модули выброса учебных надувных мишеней, раздвижные солнечные батареи и доразгонные двигатели, предназначенные для вывода «Скифа» на опорную орбиту.

Чтобы облегчить наведение лазера, головную часть аппарата предполагалось сделать поворотной. Это очень сильно усложнило систему управления: ведь ей приходилось теперь учитывать как положение самого космического аппарата в пространстве, так и движения поворотного «лазерного» отсека. И речь не только о том, чтобы сообразить, куда повернуть, но и одновременно скомпенсировать динамические возмущения от выхлопов газа при работе лазера, от работы газогенераторов, от вращения тяжёлого переднего отсека. При этом требования к точности системы управления предъявлялись очень жёсткие: если погрешность будет слишком велика, лазерный луч не удастся навести и удерживать на цели достаточно долго, чтобы вывести её из строя.

Подробнее: http://www.nanonewsnet.ru/articles/2018/boevoi-kosmicheskii-lazer-skif


© Интернет журнал "ЛАЗЕРНЫЙ МИР", 2016
Напишите нам:
laser.w@yandex.ru

Back to Top