С помощью лазера ученые «клонировали» уникальные драгоценности Алмазного фонда

Лазерные технологии, Новости науки и техники Комментариев к записи С помощью лазера ученые «клонировали» уникальные драгоценности Алмазного фонда нет

Университет ИТМО в сотрудничестве с Греческим институтом голографии и Гохраном России создали уникальную коллекцию оптоклонов с изображениями уникальных исторических драгоценностей из собраний Алмазного Фонда Российской Федерации и Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ. Запечатленные в виде голограмм сокровища не потеряли ни в ощущении объема, ни в роскоши. Как создавались ультрареалистичные копии бесценных экспонатов и где можно будет на них посмотреть, рассказывает научный руководитель Музея оптики Сергей Стафеев.

Работа над созданием оптоклонов разделилась на несколько этапов. Первый и самый важный этап голографирования прошел внутри здания Гохрана России, так как объекты вывозить из хранилища строго запрещается. У экспертов HIH и Университета ИТМО было лишь три недели для того, чтобы снять оптические копии с каждого из объектов. Проект был реализован с помощью мобильной трехцветной лазерной камеры Zzzyclops, которая позволяет оперативно создавать образы уникальных объектов непосредственно в помещении музеев и хранилищ.

«Каждый объект могли выносить для работы с ним только на один день. За день нужно было снять с предмета как минимум две идеальных копии, а для этого нужно было сделать хотя бы пять-шесть попыток. Качество копий зависело от многих факторов: от колебаний объектов, влажности воздуха, звуков, качества пластин, на которые наносились копии, и многого другого. Условия были трудными, ведь мы работали внутри закрытого помещения с условием 100% гарантии», – объяснил Сергей Стафеев.

«Для того, чтобы снять качественную копию с объекта, он должен в течение определенного времени соответствовать температуре окружающей среды. Само освещение объекта лазером длится от 10 до 20 секунд в зависимости от материала изделия. Кроме того, у каждого объекта разная колористика. В используемой нами установке есть возможность отдельно выставлять выдержку на красный, зеленый и синий лазеры. Уже после нескольких тестов становится понятно, что на какой-то из этих цветов нужно поставить выдержку 15 секунд, а на другой – 20 секунд. В этом процессе нельзя применить ко всем изделиям один строгий алгоритм – все индивидуально для каждого из объектов», – объяснил научный руководитель HIH Андреас Саракинос, возглавивший рабочую группу по созданию оптоклонов.

Со стороны Университета ИТМО в проектную группу вошли доктор технических наук Сергей Стафеев, кандидат физико-математических наук Михаил Шевцов, доцент кафедры физики Елена Бобрицкая и студентка факультета световой лазерной инженерии Наталья Гончарова. Греческую сторону в работе над проектом представили уже упомянутый Андреас Саракинос, директор HIH Алкис Лембессис и сотрудник HIH Костас Саракинос. В соответствии с условиями договора, команда не могла состоять из большого количества специалистов. При этом в помещении, где велись работы, не могло находиться одновременно более четырех человек, так как при повышении влажности до 60% рабочий процесс приходилось останавливать.

Существует много видов голографии (техническая, цифровая и другие), однако идея художественной голографии, в том числе для создания оптических копий музейных объектов, принадлежит именно выпускнику Университета ИТМО. Сегодня во всем мире эта технология носит название «Denisyk holograms». Оптоклоны стали наиболее совершенными голограммами, записанными по методу Юрия Денисюка и использующие самые современные достижения оптики: новейшие поколения компактных лазеров, новые фотоматериалы с повышенной дифракционной эффективностью и инновационные осветительные системы. Само же понятие «оптоклон» – не общий термин, а официально зарегистрированное Греческим институтом голографии название ультрареалистичных полноцветных голограмм Денисюка.

«В девяностые годы, когда создавались монохромные голограммы предметов эрмитажных коллекций, объекты из музея перевозились в лабораторию только с личного письменного разрешения Михаила Пиотровского. Само голографическое оборудование было громоздким, тяжелым и требовало особых условий для работы. Записывать голограммы в залах музеев было принципиально невозможно. Революция, которую произвел Жорес Алферов, когда создал первый в мире полупроводниковый гетеролазер, работающий в непрерывном режиме при комнатной температуре, перевернула и технику производства художественных голограмм. В дальнейшем метод Денисюка получил развитие за границей и, в частности, Греческий институт голографии, усовершенствовав эту технологию, создал мобильную голографическую камеру, успешно применяемую в мировых музейных центрах. Теперь технология создания художественных голограмм возвращается в Россию в новом качестве, позволяя создавать оптоклоны – полноцветные ультрареалистичные Денисюк-голограммы. Такого рода оптические копии не отличить от оригинала, это действительно большие перспективы для музейного, коллекционного дела и реставрации. Еще одна инновация – сами фотоматериалы. Пластины, чувствительные для всего видимого спектра, с гарантированным результатом на сегодняшний день можно приобрести только за границей. Однако у нас есть шанс изменить ситуацию. В перспективе, используя опыт наших греческих коллег и потенциал Химико-биологического кластера Университета ИТМО, мы сможем обеспечить себя голографическими пластинами и, таким образом, получим замкнутый цикл производства», – заключил Сергей Стафеев.

Источник: http://news.ifmo.ru/ru/science/photonics/news/7601/


© Интернет журнал "ЛАЗЕРНЫЙ МИР", 2016
Напишите нам:
laser.w@yandex.ru

Back to Top