От «С 200» до боевого лазера

Лазерное оружие, Новости науки и техники, Сделано в России Комментариев к записи От «С 200» до боевого лазера нет

Хорошо известный в Королёве историк и краевед Владимир Малых работал в аппарате министерства оборонной промышленности СССР: руководил отделом сводного межотраслевого планирования по лазерной технике, участвовал в приёмке различных лазерных систем вооружения.

Он автор материалов по истории разработки, испытаний и боевого применения такого рода оружия.

В числе его наград – медаль за участие в разработке и постановке на вооружение ракеты 3М8 комплекса «Круг», а также медаль «За заслуги в научной деятельности».

В канун Дня российской науки, который отмечают 8 февраля, Владимир Ильич поделился с нашим корреспондентом воспоминаниями о своей научной деятельности.

«О всемирной ракетной подлости»

Родился я в 1931 году в г. Могилёв. После окончания МАИ работал на Уральском оптико-механическом заводе № 217, а тот сотрудничал с заводом № 8 им. М.И. Калинина (г. Свердловск) в изготовлении зенитного комплекса «С 200» (системы ПВО г. Москвы). Позже оба эти предприятия совместно создавали ЗРК комплекса «Круг», который до сих пор используется горячих точках мира.

В 1960 году министерство высшего образования СССР обратилось к головным промышленным предприятиям с требованием отправить своих перспективных специалистов в ведущие вузы страны для повышения квалификации. Я попал в такой список и вскоре поступил в аспирантуру МАИ. Мне посчастливилось быть аспирантом у Леонида Александровича Воскресенского.

В 1954 году он был назначен заместителем главного конструктора ОКБ-1 С. П. Королёва. Один из ближайших его соратников, Воскресенский участвовал в разработках и испытаниях уникальной отечественной реактивной артиллерии и ракетно-космической техники, руководил пусками всех типов ракет, разработанных в то время, включая первые межконтинентальные, способные нести ядерный заряд. Недаром в разных публикациях его называли «Главный испытатель», именно с большой буквы!

Профессор, доктор технических наук, герой Социалистического труда, он был награждён 2-мя орденами Ленина и орденом Красной звезды. Имя «Воскресенский» присвоено одному из кратеров на поверхности Луны.

В 1961 году, по состоянию здоровья, Леонид Александрович перешёл преподавать в МАИ, но до конца своих дней продолжал сотрудничать с ОКБ-1 в качестве консультанта.

Работники ОКБ-1 коробками привозили на кафедру уже использованные приборы и датчики, и мы пускали их в ход при проведении лабораторных работ для студентов. В основном это были приборы, изготовленные в Германии – рулевые машинки и различные датчики, блоки телеметрических передающих и принимающих систем. Всё это позволяло почти полностью имитировать реальные процессы, сопровождающие полёт ракеты. Читать нам лекции приезжали инженеры с ОКБ-1: В.В. Чернов, В.И. Сковорода-Лузин.

Воскресенский приводил множество примеров реальных событий на полигоне, о которых нигде нельзя было узнать, и к нам на его лекции даже студенты с других кафедр приходили!

Жаль, что Леонид Александрович не успел написать книгу, в которой он хотел собрать случаи отказов и дефектов («ВРП» – «всемирной ракетной подлости»), которые возникали при испытаниях ракетной техники. Книга эта была включена в план издательства МАИ.

В своих воспоминаниях Борис Черток рассказывал, как Воскресенский пытался вернуть в пусковой бункер С.П. Королёва, когда тот бросился тушить огнетушителем загоревшуюся на старте ракету Р-2 с головной частью, начинённой тротилом! Говорят, что было и такое: с помощью молотка Воскресенский включил отсекающий клапан на ракете, стоящей на старте! А ещё, своей мокрой береткой (он никогда не расставался с ней на полигоне) смог остановить течь жидкого кислорода в системе его подачи в камеру сгорания.

Мне рассказывали, как он доставил самолётом партию досок: с нашего завода ДСК-160 на Капустный Яр. Часть из них, чтобы постелить на цементный пол в одном из рабочих приборных помещений на стартовой площадке, другие – тоже для площадки, но уже танцевальной! Интересно, сохранилась ли она сейчас?

У истоков суперсовременного лазерного оружия

В начале 70-х годов я занимался планированием работ по созданию лазерной техники, в рамках таких государственных программ, как «Терра-3» и лазерный локатор «ЛЭ-1». Помню и тот период, когда в лабораториях отраслевых НИИ, КБ и академических институтах демонстрировали опыты, где лазерным лучом пробивались металлические пластинки, лезвия бритв, пятикопеечные монеты, стеклянные объективы и другие материалы. Наблюдателям тут же вручались памятные образцы: монеты с дыркой посредине и оплавленными краями.

Первые сведения о работах над лазерными системами появились ещё в декабре 1932 года в кабинете М. Н. Тухачевского: на совещании Реввоенсовета. Тогда речь шла о двух установках мощностью 5 и 10 мегаватт. По заявлению профессора Иоффе, их лучи должны были смертельно поражать человека на расстоянии 300–400 метров. Однако, первый оптический квантовый генератор был запущен лишь 15 мая 1960 года в исследовательской лаборатории фирмы Хьюз (США). Очень скоро лазерный луч стал неотъемлемой частью систем прицеливания различных типов артиллерийских и ракетных систем.

Самой первой и серьёзной попыткой применения мощных лазеров в противоракетной обороне СССР была программа «Терра-3». Это была программа исследовательских и экспериментально-конструкторских работ, начатая ещё в 1964 году под руководством академика Н. Г. Басова.

Лазеров, способных доставить до цели такую энергию, которая бы разрушила оболочку головной части ракеты, в то время ещё не было. Недаром академик Н.Г. Басов в декабре 1963 года, докладывая о состоянии работ по лазерной технике президенту Академии наук СССР М.П. Келдышу, писал: «Вопрос о применимости таких систем в качестве лучевого оружия нам не ясен».

И всё же, создав научно-экспериментальный комплекс «Терра-3» учёные и промышленники получили возможность проводить натурные эксперименты по созданию высокомощных лазеров различного типа. Путь к достижению этой цели оказался очень сложным и длительным. Были созданы и приняты на вооружение несколько сухопутных лазерных комплексов: «Стилет», «Сагвин», «Сжатие», проводились испытания и на кораблях, и на самолётах. Пытались провести эксперимент с лазером в космосе – комплекс «Скиф» на ракете-носителе «Энергия»! И, наконец, был создан первый промышленный образец лазера, принятый сегодня на вооружение – «Пересвет».

Выступая перед Федеральным Собранием 1 марта 2018 года, Владимир Путин упомянул лазерные комплексы «Пересвет». Президент отметил, что Россия достигла существенных результатов в создании суперсовременного лазерного оружия, которое уже с 2017 года стало поступать в войска. А спустя 9 месяцев, 1 декабря прошлого года лазерные комплексы «Пересвет» заступили на опытно-боевое дежурство. Наталия Подольская

Источник: http://in-korolev.ru/lyudi-goroda/ot-s-200-do-boevogo-lazera

Рекомендуем для Вас

Leave a comment

You must be logged in to post a comment.


© Интернет журнал "ЛАЗЕРНЫЙ МИР", 2019
Напишите нам:
laser.rf.mail@yandex.ru

Back to Top