Лазерное оружие: от фантастики к реальности

Лазерное оружие Комментарии к записи Лазерное оружие: от фантастики к реальности отключены

«Лазерный инцидент», случившийся в феврале 2020 года в западной части Тихого океана, оказался вскоре вытеснен на задний план, если не вообще со сцены, новостями о пандемии коронавируса. Но недооценивать произошедшее не стоит: фактически речь идёт о начале открытого применения оружия нового класса, где лазер используется в качестве самостоятельной системы, а не как вспомогательный элемент в системе управления огнём современного высокоточного оружия, пишет Илья Крамник, эксперт РСМД.

За десятилетия своего развития лазер прошёл длинный путь, и 2020-е годы практически гарантированно станут периодом широкого распространения боевых систем лазерного оружия. Каковы основные сферы применения лазера и какую угрозу существующему балансу сил может нести это оружие?

Новое применение

Прежде всего стоит разобраться непосредственно с китайским случаем, тем более что он отлично иллюстрирует ключевую тенденцию в современном развитии лазерного оружия. Что же произошло 17 февраля 2020 года к западу от острова Гуам? Насколько можно судить по американским источникам, речь идёт о «подсветке» противолодочного самолёта P-8A Poseidon так называемым «ослепляющим» лазером, предназначенным для вывода из строя оптико-электронного оборудования. Импульс, судя по отсутствию существенных последствий, был относительно ограниченной мощности, и инцидент можно определить скорее как демонстративный. В отсутствие внятной картины с китайской

стороны сложно обсуждать правомерность произошедшего – хотя, конечно, подобное поведение небезопасно и нарушает, в частности, положения Кодекса поведения при незапланированных контактах на море (Code for Unplanned Encounters at Sea), принятого в ходе Западно-Тихоокеанского морского симпозиума в 2014 году. Впрочем, юридические тонкости нас в данном случае интересуют в последнюю очередь.

Что можно сказать о новом китайском оружии? Пока мы можем судить о нём только по известным аналогам других стран. Лазеры аналогичного назначения разрабатывают многие ведущие игроки. В частности, ВМС США начиная с 2014 года испытывают систему AN/SEQ-3 Laser Weapon System, известную также как XN-1 LaWS. Мощность системы позволяет использовать её как в режиме ослепляющего лазера, так и для физического уничтожения целей – например, быстроходных катеров террористов с установленными на них самодельными взрывными устройствами.

В 2020 году ВМС США планируют получить ещё два образца системы для продолжения испытаний. В перспективе лазеры такого типа рассматриваются как часть средств самообороны корабля.

Что можно сказать о концепции их применения? Фактически это оружие вызвано к жизни «асимметричными угрозами» в виде активизировавшихся террористов и набирающих популярность беспилотных аппаратов. Оно даёт новые возможности в борьбе с ними. Разумеется, и те и другие цели могут эффективно уничтожаться обычным оружием, включая те же 20–30-мм зенитные автоматы, традиционно составляющие последний рубеж обороны боевого корабля, однако в условиях, когда угрозы регулярно возникают в исходно мирной обстановке, в акватории с большим

количеством гражданских судов на поверхности воды и гражданских же самолётов в воздухе, применение обычного оружия имеет свои ограничения и может быть опасным – очередь из зенитного автомата, не говоря о 76–100–130-мм универсальных артсистемах, поразив цель, может представлять угрозу для находящихся вокруг (и за целью) некомбатантов.

Лазер в данном случае предоставляет возможность максимальной концентрации «убойного действия» на цели с минимумом опасных для окружающих эффектов (хотя полностью их устранить, конечно, невозможно).

Говорить, что системы, подобные LaWS, в ближайшем будущем заменят классическое морское оружие ближнего боя и малой дальности, нельзя – в том числе и в силу сохранения обычных недостатков лазерного оружия, начиная с «метеозависимости» и заканчивая высоким энергопотреблением. Но своё место в комплексе вооружения корабля лазер уже нашёл.

Схожее назначение имеет российский лазерный комплекс наземного базирования «Пересвет», уже разворачиваемый в качестве средства защиты стартовых позиций ракетных войск стратегического назначения. Считается, что «Пересвет» способен бороться не только с беспилотными аппаратами, но и с низкоорбитальными разведывательными спутниками – так же путём уничтожения их оптико-электронного оборудования. Это предназначение перекидывает мостик к ещё одному возможному применению лазерного оружия.

Старая угроза

Об использовании лазерного оружия для поражения космических аппаратов и в СССР, и в США задумались ещё в 1960-е годы. В 1970–1980-х дело дошло до испытания ряда прототипов, при этом в США всерьёз рассматривали лазеры и в качестве средства уничтожения межконтинентальных баллистических ракет в рамках программы СОИ. «Противоракетное» направление было свёрнуто, получив впоследствии вторую жизнь (так же недолгую) в рамках программы YAL-1. Последний был предназначен для уничтожения баллистических ракет на разгонном участке траектории боевого лазера на борту самолёта типа Boeing 747.

Противоспутниковое направление продолжает развиваться, в частности, в рамках российской программы «Сокол-Эшелон». Эта программа, также являющаяся продолжением разработок времён холодной войны, имеет целью создание лазерного оружия, способного противодействовать американским космическим аппаратам военного назначения, от разведывательных спутников до космических аппаратов орбитального эшелона системы ПРО США. Носителем лазерного оружия в данном случае выступает самолёт А-60, построенный на основе военно-транспортного самолёта Ил-76МД. Этот комплекс с самого начала не рассматривался как средство физического уничтожения объектов на орбите, что автоматически снижало требования к мощности лазера, упрощая разработку в целом. Наконец, лазеры подобного типа, предназначенные для выведения из строя космических аппаратов, могут размещаться и в космосе. Однако в настоящее время ни одна из сторон не признаёт наличия активных разработок такого рода, хотя действующий договор о космосе не запрещает создание и развёртывание лазерных систем орбитального базирования.

Приземлённые перспективы

Наиболее существенной с точки зрения практического применения следует считать перспективу применения лазеров в тактическом звене на земле, на море и в воздухе. Как уже отмечено выше, лазер даёт резкое повышение избирательности действия, что позволяет сократить сопутствующий ущерб. При этом широкое распространение беспилотных аппаратов и систем высокоточного оружия, боеспособность которых в подавляющей части обеспечивается оптико-электронным оборудованием, предопределяет применимость лазерного оружия в качестве средства противодействия этим угрозам.

Кроме того, незначительные расстояния упрощают задачу создания боевых лазеров, способных физически разрушать слабозащищённые объекты и инициировать подрыв взрывных устройств в ходе контртеррористических операций или при разминировании. Ряд проектов лазерного оружия тактического звена разрабатывался в разное время в США и СССР, многие из них, такие как 1К11 «Стилет», СЛК «Сангвин», 1К17 «Сжатие» – в СССР, HEL MD, MEHEL, HELLADS и другие – в США, в своё время проходили испытания, однако по различным причинам не принимались на вооружение. Здесь следует отметить, что наземные лазеры куда более существенно, чем корабельные, ограничены в части мощности энергетической установки – по этому параметру корабль имеет абсолютное преимущество над любой наземной боевой машиной. В свете этого прогресс боевых лазеров наземного базирования будет критически зависеть от успехов в разработке более мощных и компактных накопителей электроэнергии и повышения эффективности силовых установок сухопутной техники. Продолжится и разработка наземных лазеров самообороны, предназначенных для уничтожения миномётных мин, снарядов и тактических ракет различных типов, – исходя из тех же мотивов повышения избирательности действия и уменьшения сопутствующего ущерба.

На море критический рубеж, позволяющий определить лазер как эффективное оружие, а не как очередной экспериментальный объект, будет перейдён в ближайшие несколько лет, и основным препятствием сегодня является не энергетическое обеспечение, а надёжность и длительный ресурс эксплуатации. Подтверждение характеристик лазерного оружия в этой части является не менее важным для его становления как практически применимого средства, чем собственно боевые характеристики.

Февральский инцидент с использованием китайского лазера по самолёту ВМС США не стал первым, и, очевидно, не станет последним. Но наиболее интересным сегодня становится вопрос о том, кто первым применит лазерное оружие для уничтожения реальной цели в боевых условиях, и какого рода техника окажется этой целью.

Источник: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/lazernoe-oruzhie-ot-fantastiki-k-realnosti/

Рекомендуем для Вас


© Интернет журнал "ЛАЗЕРНЫЙ МИР", 2019
Напишите нам:
laser.rf.mail@yandex.ru

Back to Top