Как лазерные технологии помогают совершенствовать отечественную клиническую практику
Интервью, Лазеры в медицине 07.08.2023 Комментарии к записи Как лазерные технологии помогают совершенствовать отечественную клиническую практику отключеныВ 2017 году задачей научных сотрудников Сеченовского университета стали дальнейшая разработка и модификация прототипа тулиевого волоконного лазера и его внедрение в клиническую практику. Лазер должен был быть предназначен для хирургического лечения различных заболеваний – от мочекаменной болезни до опухолевых образований. Первый этап исследований включал экспериментальные тесты на живых тканях – моделях урологических и онкологических заболеваний. На втором этапе изучения лазера провели ряд инициативных клинических исследований. В рамках конгресса Американского общества урологов 2019 года доклад об эксперименте с лазерным аппаратом научного сотрудника Сеченовского университета, хирурга-исследователя тулиевого волоконного лазера Марка ТАРАТКИНА стал лучшим в сессии. За вклад в создание и экспериментальное изучение российского тулиевого волоконного лазера он получил Премию Правительства Москвы молодым ученым за 2022 год. В том же году тулиевый волоконный лазер был признан одним из лидеров рынка.
Как шел процесс вашей научной разработки от идеи до окончания работы?
Наш проект по внедрению и изучению российского лазерного аппарата был создан коллективом компании «ИРЭПолюс», расположенной в подмосковном городе Фрязино. В нашем университете проходило изучение этого лазерного аппарата. По рекомендации ректора была создана лазерная лаборатория, в которой я руководил процессом изучения данного аппарата. Мы собрали смешанную команду от хирургов до специалистов по лазерной физике. Это были сотрудники компании, а также ученые из Сеченовского университета. Нам надо было делать не только первичную клиническую работу для врачей, когда ты изучаешь лазерный аппарат (пациенты подписывают согласие, лазерный аппарат проходит проверку на безопасность). Задача была более точечная не просто изучать работу аппарата на больных, но выяснить, как этот аппарат работает применительно к хирургии.
Мне выпала роль быть связующим звеном: приходилось решать сложные физические задачи и практические вопросы, которые появлялись у врачей. И из этого сложного процесса у нас рождались научные идеи. Однажды, обсуждая вечером с коллегами в лаборатории какието, казалось бы, очевидные вопросы, например, почему лазер дробит камни, мы стали понимать, что понятного и четкого ответа на эти вопросы нет. Мы стали их изучать. Так появилась одна из самых цитируемых наших работ, после ее публикации нам неоднократно писали коллеги из разных стран и приглашали провести совместные исследования.
В итоге, найдя ответы на наши вопросы, мы сделали значительный вклад в развитие российской медицинской науки. Работа велась совместно с моими наставниками профессорами Дмитрием Викторовичем Еникеевым и Леонидом Михайловичем Рапопортом. Мы представили наш проект в Европе, Америке на конгрессах профильных ассоциаций, он получила признание как лучшая работа на этих конгрессах. По итогам деятельности мы опубликовали несколько десятков научных исследований, которые пролили свет на то, как лазеры в принципе работают, как они воздействуют на ткани человеческого тела. Мы дали ответы на те вопросы, на которые обычно не знает ответа врач. Например, некоторые лазеры идентичны по своим показателям (по мощности, энергии), но дают разные эффекты на ткани. Какойто аппарат позволит эффективно вырезать опухоль, а другой будет лишь разрывать и испарять ткань. Мы объяснили, с чем связаны различия в эффектах, почему одно устройство может быть опасно для пациента, а другое спасет ему жизнь.
Благодаря этому аппарат не только представлен и изучен, мы также смогли получить достаточно четкое объяснение его эффективности. И установить, когда наиболее безопасно можно применять данное устройство.
Расскажите, как и где начал применяться лазер? Какова его практическая значимость в лечении пациентов?
Лазер начали впервые использовать в Институте урологии и репродуктивного здоровья человека Сеченовского университета. Его изучение продолжалось более трех лет, сейчас аппарат используют при лечении мочекаменной болезни, гиперплазии простаты, рака мочевого пузыря, онкологических заболеваний верхних мочевых путей.
Мы проводили даже ряд экспериментов на животных для изучения того, насколько аппарат эффективен в хирургии опухоли почки.
Что для вас как для ученого означает переход от теории к практике?
Мы изначально работали с практическим устройством. Нам хотелось, чтобы те вопросы, которые формируются у нас, когда мы оперируем пациента, получали ответы через научное познание, то есть экспериментально, путем исследования. Через максимально упрощенные ситуации, в которых мы могли бы оценить какието очень узкие показатели и добиться значимого результата. Поэтому для меня возможность перехода от теории к практике была в течение всей научной деятельности. Есть наука, которая направлена на поиск новых идей. Но есть и другая наука, используя открытия которой в повседневной жизни мы можем изменить концепцию мироустройства.
Какова, на ваш взгляд, истинная цель популяризации науки? С какими сложностями в работе сталкиваются молодые ученые и как бы вы сами предложили преодолеть эти проблемы?
Цель объяснить, что может поменять наука в жизни каждого человека. Часто молодые люди, которые начинают работу в научной сфере, не понимают, для чего они эту работу делают, что реально могут на чтото влиять. Мне кажется, что популяризация должна быть направлена на понимание того, что наука это то, что может переворачивать мир. Было знаменитое выражение Пифагора: «Дайте мне рычаг достаточной длины, и я переверну мир» (когда изобретались принципы рычага). Это то, что делает наука: она дает тебе в руки рычаг, с помощью которого ты можешь перевернуть мир. Молодые ученые часто сталкиваются с проблемой, что существующие научные школы ограничивают кругозор. Многие из нас работают в четких доктринах и системе координат что можно делать и что делать нужно. И это те подходы, которые мешают научному процессу, поэтому мне близка концепция Фейерабенда, утверждающая, что новые концепции могут уничтожать старые и в реальности даже часто это делают.
Подробнее на https://ug.ru/nauka-eto-to-chto-mozhet-perevorachivat-mir/