Лазерные технологии – в школу!
Лазеры в школу! 20.05.2024 Комментарии к записи Лазерные технологии – в школу! отключеныВ.Ю.Устинов, // Лазер-Информ N 7 (766), апрель 2024
В современном быстроразвивающемся мире становится непозволительной роскошью полагаться на естественное течение процесса профессионального самоопределения молодёжи – необходимо его формировать сознательно.
В этой связи первостепенную важность приобретают ответы на вопросы:
1. В каком возрасте начинать обучение будущего специалиста?
2. Какую технологию выбрать в качестве базовой для начала обучения?
3. Каково содержание обучающей программы? Основываясь на собственном 5-летнем педагогическом опыте в технологическом образовании школьников 5-10 классов, я хочу изложил своё мнение по вышеобозначенным вопросам. О возрасте начала обучения.
Сложность современных технологических процессов и существенное увеличение стоимости подготовки специалистов диктуют необходимость формирования профессионала уже к моменту выпуска из ВУЗа, а это возможно осуществить только при более раннем начале обучения. Проведённые нами наблюдения и исследования показали, что, с одной стороны, наибольший интерес к инженерной сфере обучающиеся проявляют в 5-м классе (возраст около 10 лет), а с другой стороны, в этом возрасте они уже вполне способны адекватно воспринимать получаемую техническую информацию и нарабатывать необходимые практические навыки. Безусловно, в вопросе определения старта обучения необходимо учитывать психологию возраста: дети 10 лет только что совершили переход из младшей школы и открыты для всего нового, чувствуют себя уже достаточно взрослыми, чтобы браться за сложные задачи. На графике динамики мотивации школьников (рис.1) мы видим пики активности как раз в 5-м классе (при постоянном падении интереса к учёбе вообще). Проведённое тестирование механической понятливости по известной методике Беннетта показало, что по этому параметру ¾ учеников 5-х классов находятся в коридоре среднего уровня, определённом Г.В.Резапкиной для старшей школы (рис.2). Уровень понятливости ещё больше повышается в 6-м классе, но заметно падает в 7-м – мы предполагаем, что это связано с упущенным временем старта и значительном снижении интереса к инженерии в этом возрасте. Показательно так же, что 10-й социо-экономический класс (СЭ) находится практически на уровне 6-го класса, и только 10-й инженерный (И) – значительно выше остальных. Таким образом, мы считаем, что для начала раннего инженерного образования оптимальным является 5-й класс (возраст около 10 лет).
Для освоения базовых навыков работы с лазерным станком, как показала наша практика, обычно достаточно порядка 10 часов занятий, при этом возраст обучающихся – 10 или 17 лет – не играет существенной роли. Быстрые и понятные школьникам результаты являются лучшей мотивацией к продолжению обучения. Лазерные технологии хороши ещё тем, что на их базе возможно создавать задания различной сложности – от совсем простых, начального уровня до вполне профессиональных. Такая возможность доступна далеко не для всех промышленных технологий. А дальше заинтересованный школьник сможет продолжить своё обучение в техническом ВУЗе и гармонично влиться в индустриальный сектор. Так что же школа? Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) предусматривает возможность разработки и введения в школьную практику вариативного модуля в рамках предмета «Технология» («Труд») в количестве до 20 учебных часов. Однако остаётся нерешённым вопрос соответствующей подготовки учителей технологии и отсутствие полностью подходящего для учебных целей лазерного станка. Каким требованиям должен отвечать такой станок? Во-первых, он должен быть персональным, т.е. доступным для каждого обучающегося в классе во время урока, а не один станок на весь класс. Во-вторых, он должен отвечать всем нормам безопасности и экологии для образовательных учреждений. В-третьих, его функционал должен быть достаточен для решения разнообразных учебных и проектных задач в соответствии с возможностями лазерной технологии.
В качестве станков для обучения сегодня часто предлагаются промышленные станки, слабо соответствующие этим целям, или бытовые лазерные станки, не отвечающие повышенным требованиям безопасности и экологичности.
Подытоживая, перечислим ещё раз основные моменты.
Лазерные технологии:
1) являются современной высокотехнологичной сферой, которая в полной мере подходит для предпрофессионального инженерного образования;
2) универсальны как по выбору материалов, так и по способу изготовления изделия;
3) просты в освоении и способствуют повышению мотивации обучающихся (быстрый старт);
4) безопасны для детей школьного возраста;
5) лазерные станки не требуют постоянного технического обслуживания.
Существующие сейчас барьеры на пути внедрения лазерных технологий в образовательную сферу средней школы мы планируем устранить посредством:
1) создания персонального лазерного станка школьника;
2) разработки вариативных модулей для обучения детей и курса для учителей технологии;
3) комплексного подхода к решению вопроса. О содержании обучающей программы.
Важно понимать, что раннее инженерное образование – это не ранняя профориентация и не навязывание инженерной профессии. Лазерные технологии – это инструмент развития, на базе которого можно построить интегрированную систему образования, включающую смежные общеобразовательные предметы (к примеру, математика, геометрия, физика, химия, информатика) с общим принципом поддержания постоянно высокого интереса к обучению, основанным на быстрых и понятных результатах. Кроме того, имеются публикации, подтверждающие, что ранние инженерные практики у детей способствуют их успешности в любых направлениях деятельности (в том числе гуманитарных) в будущем.
Полное содержание статьи на https://bibl.laser.nsc.ru/download/laser-inform/766all-1.pdf