Как корабли ЧФ в середине 80-х боевыми лазерами стреляли, а Украина успешно пустила их в утиль

Как корабли ЧФ в середине 80-х боевыми лазерами стреляли, а Украина успешно пустила их в утиль

Лазерное оружие Комментарии к записи Как корабли ЧФ в середине 80-х боевыми лазерами стреляли, а Украина успешно пустила их в утиль отключены

После прочтения публикации может создаться впечатление, что когда-то на этой территории жила невероятно развитая цивилизация.

История установки и испытаний боевых лазеров на кораблях ВМФ даже спустя 40 лет с момента проведения этих без преувеличения фантастических стрельб окутана множеством тайн. В настоящем материале ForPost попытается приоткрыть завесу этих секретов.

В прошлой публикации мы рассказывали о том, как севастопольские корабелы установили боевой лазер «Аквелон» на средний десантный корабль СДК-20. Во время испытаний лазерный луч уничтожил низколетящую ракету.

Во втором материале речь пойдёт о куда более серьёзном проекте — опытовом судне «Диксон» с боевым лазерным комплексом «Айдар».

Много интересных нюансов и деталей переоборудования бывшего лесовоза водоизмещением порядка 10 тысяч тонн (примерно в 10 раз больше «Фороса») в носителя боевой лазерной установки рассказал Георгий Брызгалов, который непосредственно руководил основными рабочими процессами на «Диксоне» от Севморзавода.

Путь от лесовоза в «космического разрушителя»

Разговоры о том, что Севморзавод должен получить очень большой и секретный заказ, стали ходить в коллективе в конце 70-х годов.

По словам Георгия Брызгалова, проект установки мощного боевого лазера на большое судно предлагался многим судостроительным предприятиям СССР. Однако особого энтузиазма он у руководства флагманских предприятий не вызывал. «У всех производственные планы, понятные проекты. И тут — переоборудование лесовоза под носитель лазера», — вспоминает ветеран Севморзавода.

Однако руководивший в тот момент севастопольским предприятием Виктор Подбельцев согласился, и в 1980 году в док Севморзавода встало судно-лесовоз проекта 596П «Восток-3», получившее наименование «Диксон».

«В конце 1980 года директор вызывает меня и говорит — бери „Диксон”. Я не очень хотел, но он меня уговорил. Я стал ведущим строителем этого корабля: собрал группу, выбрал специалистов. Беспрекословно мне всех выделили», — рассказал Георгий Брызгалов.

По его словам, на военном полигоне в Феодосии к моменту начала работ на «Диксоне» был смонтирован не полный комплект «Айдара» — «четвертинка полного комплекса», который должен был бить по танкам.

При этом для работы боевых лазерных установок требовалась огромная энергетическая мощность.

«Чтобы запустить лазерную установку — надо было весь Крым отключить; почему в Ленино решили строить атомную электростанцию — именно для полигона в Феодосии», — утверждает собеседник ForPost.

Решить проблему мощности на судне планировалось за счёт разработанных для авианосцев высоконапорных котлов и авиационных турбин.

«На „Диксон” монтировали два комплекта — левый и правый борт. В дальнейшем „Айдар” планировали разместить на авианосце „Ульяновск” — также два комплекта по бортам, поэтому его проектант был задействован и в проектировании „Диксона”. Состав механизмов, компоновки были на кораблях такими же: два высоконапорных котла, турбогенераторы по 12 МВт, высоковольтная станция. Нас гнали, чтобы успеть к началу строительства „Ульяновска” (заказан к постройке летом 1986 года)», — подчеркнул Георгий Брызгалов.

Энергетической мощности судна хватало на полное обеспечение электроэнергией такого города, как Севастополь.

В работе над «Диксоном» принимали участие более 100 контрагентов: в частности, разгонный блок делали в Калуге, основной блок — в Москве, основные корпусные конструкции — в Николаеве. Сам проект разработало «Невское ПКБ».

Пятилетку за три года

Изначально перед Севморзаводом ставилась задача реализовать проект за три года.

«Я тогда с главным конструктом стал пикироваться — нам за три года не сделать его. Сделал расчёт примитивный, обсчитал объём корпусных работ и норму выработки. Получалось, что каждый день на судно надо заводить 1200 человек только сборщиков по корпусу. С таким судном это нереально. Конструктор был солидным мужиком, говорит: ну что ты волнуешься, когда будет дополнительное соглашение — переделаем. В итоге за пять лет уложились. В 1985 году сдали „Диксон”», — сказал собеседник ForPost.

Проект переоборудования судна предполагал размещение во всех его грузовых трюмах частей лазерной установки: блоков лазера, холодильных камер, баллонов высокого давления с газом, энергетических установок, электронно-вычислительных машин и т.д.

Процесс переоборудования «Диксона». Фото музея «Севморзавода»

В процессе переоборудования судна на заводе были введены строгие меры секретности.

«„Диксон” специально поставили вглубь Корабельной бухты, чтобы с города его нельзя было увидеть. Нам постоянно сообщали график работы — сегодня с такого-то по такое-то время не работайте снаружи — спутник. Мы то ночью работали, то вечером. Спутники всё время следили за кораблями. Это естественно — база флота же», — добавил Георгий Брызгалов.

По его словам, во всех переписках «Диксон» именовался стендом для испытания энергетических установок.

«Была разработана специальная инструкция против диверсантов, где было чётко расписано, как вести обсуждения, говорить о судне, лазерной установке», — добавил собеседник ForPost.

На сам корабль на этапе сборки конструкций лазера можно было попасть только при наличии специального допуска. Естественно, объект пристально охранялся военными.

Ещё одна военная хитрость — на открытой части судна монтировали бутафорные конструкции, которые должны были запутывать вражеские умы.

Лазерные стрельбы

Реализация проекта стоила баснословных денег.

«Я не помню, сколько всего по деньгам было, могу соврать, но только на создание самого лазера было выделено более 50 млн рублей бюджетных средств», — сказал ветеран судостроения.

В целом же проект оценивается в сотни миллионов советских рублей.

Ввиду важности и инновационной ценности проекта правительство СССР денег на «Диксон» не жалело.

Главная задача боевого лазера на «Диксоне» — уничтожать лучом вражеские спутники. Но изначально испытания проводились на беспилотных катерах с установленными на них мишенями. В программе «Ударная сила. Океанские хамелеоны» Первого канала утверждалось, что даже с асбестовой заслонкой катер уверенно прожигался с расстояния 400 метров.

«Сам я в испытаниях лазера не участвовал. Но очевидцы мне рассказывали, что выстрел лазерной пушки — очень сложный и долгий процесс. На кнопку нажал, и лазер пошёл — это не так. Надо запустить главные котлы, набрать мощности, заполнить смесью газов разгонный блок, чтобы создать среду, в которой, собственно, формируется пучок. Баллонов высокого давления на „Диксон” было поставлено столько, сколько за целый год производилось в СССР. Но металлическую пластину, по которой отработал лазер, я видел. Луч прорезал её, как сваркой», — подчеркнул Георгий Брызгалов.

Очень быстро после закладки авианосца «Ульяновск» СССР начал двигаться к своему краху. Строительство мощного корабля было поставлено на паузу, а вскоре и вовсе свернулось.

«Получилось всё быстро. Поступило указание „Диксон” вывести их эксплуатации. Была команда — быстро установку снять со всеми специальными изделиями. В Феодосии это было выполнено очень быстро. „Диксон” перевели в Севастополь и начали готовить к разделке. Потом вопрос повис в воздухе. Всё-таки шесть дизелей по 800 кВт. Два турбогенератора по 12 МВт. Интерес к судну проявила и Индия, и Германия», — рассказал собеседник ForPost.

После раздела Черноморского флота «Диксон» достался Украине, которая успешно пустила его в утиль. Так закончилась история одного из самых загадочных кораблей ВМФ СССР.

Андрей Киреев

Источник: https://sevastopol.su/news/kak-korabli-chf-v-seredine-80-kh-boevymi-lazerami-strelyali-i-pri-chem-zdes-sevmorzavod

Рекомендуем для Вас


© Интернет журнал "ЛАЗЕРНЫЙ МИР", 2019
Напишите нам:
laser.rf.mail@yandex.ru

Back to Top