Лазеры решат проблему ядовитой пыли от автомобильных тормозов
Лазерные технологии 15.05.2025 Комментарии к записи Лазеры решат проблему ядовитой пыли от автомобильных тормозов отключеныПыль, образующаяся при стирании тормозных колодок, не только пачкает диски, но и по токсичности превосходит выхлоп дизельных двигателей. Итальянский производитель тормозов Brembo с помощью лазерного напыления сократил ее количество в 5 раз.
Со следующего года фирма начнет производить тормозные диски с лазерным напылением металла. Оно образует на поверхности диска тонкое и прочное зеркальное покрытие. По ее заявлению, тормоза с новым покрытием образуют на 80% меньше пыли, а их вредное влияние на экологию уменьшится на 85%. Компания не уточняет, как она измеряет второй показатель, но уверяет, что это данные независимой экспертизы.
Что не так с пылью
В последние годы проблема тормозной пыли привлекает к себе все больше внимания. В состав фрикционного материала, из которого делаются колодки тормозов, входят токсичные вещества, поэтому к их составу предъявляются все более жесткие требования. Сначала в развитых странах под запрет попали канцерогенные материалы, содержащие асбест. Затем в прошлом десятилетии стало известно, что медь также представляет проблему, накапливаясь в водоемах, и ее количество тоже стали ограничивать.
Несмотря на все улучшения, свежее исследование университета Саутгемптона показало, что тормозная пыль по-прежнему токсична, и даже в большей степени, чем выхлопы дизельных двигателей. Извергают ее даже электромобили.
По эконормам «Евро-7», количество пыли от тормозов не должно превышать 7 мг на километр пути.
Теперь Евросоюз намерен ограничить не только состав тормозных колодок, но и количество пыли. С 2026 года начнут действовать эконормы «Евро-7», требующие, чтобы ее количество не превышало 7 мг на километр пути.
Решение Brembo
В 2021 году итальянская фирма, самый известный в мире производитель тормозов, представила технологию Greentell (от слов green и intelligence – «зеленый» и «интеллектуальный»), снижавшую пылеобразование на 30%. Изящный метод называется высокоскоростная газопламенная технология нанесения (HVOF): смесь топлива и кислорода наносят на диски на скорости свыше 5 скоростей звука. Эта технология осталась ноу-хау Brembo: подробностей она до сих пор не раскрыла.
Технология Greentell осталась ноу-хау Brembo: подробностей она до сих пор не раскрыла.
Лазерный метод Greentell, представленный на днях, должен быть еще эффективнее. Применять его можно к чугунным, биметаллическим, легкосплавным и любым другим типам дисков.
Правда, компания не уточняет детали технологии и не раскрывает, насколько обработка удорожает тормозные диски и как влияет на их ресурс. Понятно, что когда покрытие сотрется, их нужно будет заменять, но неясно, когда это случится. Возможно, что эта технология идентична лазерному напылению, которое в наши дни наносят на стенки цилиндров двигателей внутреннего сгорания.
Ноу-хау Brembo напоминает технологию института Фраунхофера по нанесению на диски металлического напыления лазером.
С пылью можно бороться по-разному
Недавно мы писали об инновации Mercedes, заметно более сложной. Немцы предложили размещать тормоза не в колесах, а в едином корпусе с тяговым электромотором. Конструктивно она похожа на узел сцепления современных бензиновых автомобилей. Такие тормоза получат водяное охлаждение и контейнер для сбора пыли. У такой технологии есть свои преимущества: снижается неподрессоренная масса, пыли нет совсем, а служить они будут практически вечно. Однако внедрить столь радикальную технологию к 2026 году явно не получится.
Mercedes-Benz предложил размещать тормоза не в колесах, а в едином корпусе с тяговым электромотором.
Как насчет керамических тормозов
Тормоза из керамики на рынке существуют давно и, действительно, они образуют меньше пыли, потому что стираются медленнее.
Однако эту технологию так и не удалось сделать по-настоящему массовой из-за высокой цены. А кроме того, вышеназванное исследование показало, что пыль от керамических тормозов даже более токсична, чем пыль от металлсодержащих колодок.