Определение размеров зон лазерной угрозы воздушным судам

Научная библиотека Комментариев к записи Определение размеров зон лазерной угрозы воздушным судам нет

Рахманов Б. Н., Кибовский В. Т. // Мир транспорта, 2015 .- Т. 13, № 1 .- С. 162 — 181, УДК: 658.382.3:621.375.826:006.354

Авторы оценивают методы определения размеров зоны вероятного ослепления и зоны вероятного поражения глаз пилота, а также минимальных опасных высот полета воздушного судна, при которых возможно временное ослепление управляющего самолетом летчика или поражение сетчатки его глаз. Результаты анализа предполагают проведение организационно-технических мероприятий, позволяющих уменьшить лазерную угрозу безопасности полетов. Рассмотрены примеры экспертной оценки случаев «лазерного хулиганства», зафиксированных в первом полугодии 2014 года.

Описание на английском языке:

Dimensioning of zones of laser threatening to aircrafts

For the summary of the article please see the attached PDF-File (English text is after Russian version)ABSTRACT Issues of blinding of pilots of aircrafts with laser items have been discussed for some years. In many countries legal regulations stipulate arraignment for offenses of that kind. And the article put forward a problem: what are the geometric parameters (dimensions) of the region of space surrounding the aircraft in which laser products can actually pose a real threat to flight safety? The article assesses methods of determining a size of areas of possible blinding and possible eye damage of a pilot, as well as minimal risk height of the aircraft, where temporary blinding of a pilot or damage to the retina of his eyes become possible. The results of the analysis suggest conducting organizational and technical measures, enabling to reduce the laser threat to flight safety. The authors considered examples of expert assessment of «laser hooliganism» cases, recorded in the first half of 2014. A methodology to estimate a degree of a real laser hazard to flight safety described in this paper can serve as an effective tool in determining legal liability for laser hooliganism. KEYWORDS: aviation, aircraft, flight safety, «laser hooliganism», zone o f probable blindness o f a pilot, zone of probable damage to eyes, minimum dangerous flight altitude, expert evaluation, laser dosimetry.

В работах [1, 2] рассмотрены правовые вопросы лазерной безопасности (ЛБ) транспортных средств и отмечено, что в целях ее обеспечения для воздушных судов постановлением правительства РФ № 735 от 19 июля 2012 года «Федеральные правила использования воздушного пространства РФ» [3] (ФПИВП) дополнены пунктом 56.1: «Применение лазеров и изделий на основе лазеров в направлении осуществляющих руление, взлет, посадку и полет воздушных судов запрещается».

По нашему мнению, пункт 56.1 сформулирован крайне неудачно, поскольку авторы этой формулировки не учли существующие нормативно-правовые документы в области ЛБ [4–8], определяющие, какие лазеры и лазерные изделия (ЛИЗ) представляют опасность для человека, а какие являются вполне безопасными, в том числе и для пилотов воздушных судов.
После введения п. 56.1 возникает ситуация, при которой запрещается любая деятельность в воздушном пространстве с применением лазеров, генерирующих открытые лазерные пучки (ЛП). Например, становится невозможным использовать наземные лазерные измерители расстояния до воздушного судна, работающие на вполне безопасной для глаз невидимой длине волны 1540 нм («eye safety» – лазерные дальномеры типа ЛДМ-7, EG-LRF и др., измеряющие дистанции длиной до 20 км).
Кроме того, должностные лица, применяющие современную лазерную систему посадки типа «Глиссада-М» [9], то есть осуществляющие «применение изделий на основе лазеров в направлении воздушных судов, осуществляющих посадку» [3], де-факто нарушают требования п. 56.1 и тем самым формально могут подлежать административной ответственности по статье 11.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Нарушение правил использования воздушного пространства».
Авторы п. 56.1, формально парируя угрозы воздушному транспорту из-за множественных случаев «лазерного хулиганства», пошли по простому пути – полного запрета применения ЛИЗ с открытыми лазерными пучками в воздушном пространстве, игнорируя тот факт, что лазерное излучение в отличие от других физических факторов воздействия на человека (например, электромагнитных полей или ионизирующего излучения) имеет крайне ограниченную в пространстве область локализации мощности (энергии) излучения в форме расходящегося лазерного пучка. Степень опасности воздействия лазерных пучков не остается постоянной на всей дистанции его распространения и снижается в зависимости от расстояния по закону «обратных квадратов»

Источник: http://mirtr.elpub.ru/jour/article/view/247/443

Рекомендуем для Вас

Leave a comment

You must be logged in to post a comment.


© Интернет журнал "ЛАЗЕРНЫЙ МИР", 2019
Напишите нам:
laser.rf.mail@yandex.ru

Back to Top