Боевой ледокол и лазер: как Россия готовится испытать уникальные арктические технологии

Боевой ледокол и лазер: как Россия готовится испытать уникальные арктические технологии

Лазерное оружие, Новости науки и техники Комментариев к записи Боевой ледокол и лазер: как Россия готовится испытать уникальные арктические технологии нет

Подход российских специалистов, как одних из самых опытных в деле проектирования и строительства кораблей для «вскрытия» льда, отличается от опыта зарубежных кораблестроителей, прежде всего, своим качеством.

Наряду с традиционными методами преодоления ледовых преград — «навала» мощным носом и широким корпусом, специалисты предлагают и другие, откровенно экзотические способы «прорубать дорогу кораблю». Продвигаться сквозь толщи льда человечество училось с помощью специальных парогенераторов, взрывчатки, артиллерии, специальных ледовых «ножей» и корпусов необычной формы. Однако все предложенные способы широкого практического применения так и не нашли, так и оставшись в категории полумер.

Идея «растапливать» лед лазером не нова сама по себе. «Надрез» толщи льда значительно облегчит путь кораблю, и как следствие, ускорит его продвижение. Однако с технической точки зрения создать и построить рабочий судовой лазер с мощностью, достаточной для «резки» льда толщиной 1,5-2 метра крайне тяжело даже с учетом всех современных технологий.

Главной проблемой лазерной технологии, при всей ее перспективе, остается необходимый для работы установки источник питания. Сами по себе лазерные проекты испытывались не раз — и США, и Россия имеют в своем распоряжении огромный технологический задел в этом направлении. Американцы разработали YAL-1, которым хотели сбивать боевые блоки межконтинентальных баллистических ракет, да несколько вариантов судовых лазеров для «ослепления» средств наблюдения. Советский Союз дал миру «Сжатие» и корабельный лазерный комплекс «Аквилон», а в России есть летающий лазер А-60. Однако все эти проекты разработаны для узкоспециализированной работы и выведения из строя средств наблюдения, а не для резки льда в промышленных масштабах.

Однако первый шаг к созданию судового лазера уже сделан — экипаж дизельного ледокола «Диксон» и специальная исследовательская группа в ближайшее время приступят к тестированию 30 киловаттного судового лазера, главной задачей которого и станет облегчение движения ледокола в арктических широтах. Разработкой уникального устройства, как и в случае со многими похожими проектами, занимаются специалисты НПО «Астрофизика», при поддержке Арктического и антарктического НИИ Санкт-Петербурга.

Эксперты поясняют, что в случае с новой разработкой не идет речи об экспериментах по уничтожению объектов — ближайшая цель : обеспечить надежную работу установки, облегчающей судоходство в условиях арктических льдов.

«Задача состоит не в том, чтобы что-то сбить или уничтожить. Речь идет о максимальном облегчении навигации в северных районах. К тому же, необходимо опытным путем проверить теоретические расчеты, создать установку, измерить энергопотребление и много других параметров просчитать. Для первого этапа это уже очень много», — пояснил в интервью телеканалу «Звезда» ученый-физик, кандидат технических наук Виктор Громов.

Вопреки распространенному мнению, судовой лазер не будет резать полтора-два метра льда «сверху донизу» — главной задачей установки будет выполнение «надрезов» для обеспечения максимально безопасного прохождения района кораблем. Такая лазерная установка, по словам экспертов, значительно повысит ледовый класс судна и позволит кораблям передвигаться в районах, недоступных для обычных ледоколов.

Конечной целью, к которой движутся российские ученые, должно стать создание судовой лазерной установки мощностью 200 киловатт. Однако создание малогабаритной лазерной установки потребует не только пересмотреть большинство принципов проектирования, но и подумать об энергопотреблении. Все дело в том, что на первых этапах 200 киловаттный лазер применяться по назначению смогут лишь атомные ледоколы, силовая установка которых сможет генерировать столько энергии, сколько потребуется для длительной работы.

Несмотря на то, что эксперимент с судовым лазером на ледоколе «Диксон» еще не состоялся, у технологии огромные перспективы. В том случае, если ученые смогут создать мобильную высокопроизводительную лазерную установку и отработать процесс электроснабжения, есть вероятность получить средство решения не только проблем морского движения по северному морскому пути. Ледоколы, оснащенные лазерной установкой смогут взаимодействовать с арктическими боевыми кораблями, быстро продвигаясь в необходимые районы — как следствие, увеличится зона боевого патрулирования и уменьшится время реакции на любые угрозы в арктическом регионе.

Другая сфера применения таких технологий — предотвращение ледовых заторов на реках. А там и до боевого лазер будет «рукой подать».

Источник: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201707160928-pwb4.htm

Рекомендуем для Вас

Leave a comment

You must be logged in to post a comment.


© Интернет журнал "ЛАЗЕРНЫЙ МИР", 2019
Напишите нам:
laser.rf.mail@yandex.ru

Back to Top