Страшное изобретение инженера Гарина

Лазеры в науке Комментарии к записи Страшное изобретение инженера Гарина отключены

В советской приключенческой литературе роман Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» считается одним из лучших. Но мало кто знает, что у его главных героев существовали реальные прототипы, с которыми в жизни также приключились удивительные истории, достойные отдельного романа. Об этом нашим читателям рассказывает историк литературы Надежда Мунина.

— Надежда Викторовна, в наши дни боевые лазеры — реальность. Однако в начале XX века это было абсолютной фантастикой. Откуда почерпнул сюжет Алексей Николаевич Толстой?

— Да, действительно, в 1920-е годы о создании лазеров, с помощью которых можно резать твердь гор или уничтожать боевую технику врага, речь не шла. Тем не менее, ученые уже тогда всерьез задумывались о теоретической возможности создания подобного оружия. В романе писателя, если помните, фигурирует талантливый ученый-химик Николай Манцев, который, собственно, и придумал гиперболоид, а также инженер-авантюрист Гарин, сконструировавший этот механизм. Он же являлся автором идеи по захвату мировой власти при помощи своего изобретения. Причем для реализации своего коварного плана Петр Гарин вывез свое изобретение в Европу.

Самое удивительное, что реальность была очень близка к сюжету романа. На самом деле, действительно, существовали гениальный ученый-химик, патриот своей страны М.М. Филиппов, а также авантюрист-инженер, грезивший созданием лучей смерти, — А.А. Цимлянский. Причем с последним Алексей Николаевич Толстой был знаком лично.

— При каких обстоятельствах А.Н. Толстой познакомился с прототипом своего главного героя?

— Все произошло, можно сказать, случайно. Писатель отдыхал в Царском Селе летом 1924 года, где и познакомился с учителем математики и физики Аполлоном Аркадьевичем Цимлянским.

При этом в свободное от преподавания время в качестве хобби новый знакомый писателя, по его собственным словам, разрабатывал некое смертельное оружие. Поскольку до практической реализации открытия было далеко, Цимлянский охотно поделился с Толстым основной идеей своего научного труда. Аполлон Аркадьевич рассказал, что занимается созданием так называемых лучей смерти, описав работу современного боевого лазера. При этом сама идея грозного оружия была не нова. В незапамятные времена Архимед во время защиты Сиракуз сжег римский флот с помощью лучей солнца, отраженных от сконструированных им вогнутых зеркал. Цимлянский собирался создать аналогичный аппарат, но используя достижения технического прогресса. По словам ученого, в 1921 году он уже создал некую «тепловую пушку». Загадочный аппарат представлял собой стеклянную колбу, из которой ученый при помощи сложной технологии умудрился извлечь луч света, который, якобы, резал листы бронированной стали будто бумагу. Словом, аппарат работал именно так, как впоследствии описывал в своем произведении Толстой.

— Как в дальнейшем сложилась судьба этого человека?

— Самое интересное, что, как и инженер Петр Гарин, его прототип Аполлон Цимлянский оказался авантюристом до мозга костей, но при этом, действительно, серьезным ученым. Звучит невероятно, но Аполлон Аркадьевич первым, намного опередив своих европейских коллег, смог описать математическую модель цепной реакции. Однако найти практическую реализацию своему научному труду в СССР он не смог.

Чиновники, не понимая сути открытия, не давали ему ходу. В итоге, не найдя признания на родине, Цимлянский уехал в научную командировку в Европу, где остался работать в немецком концерне «Крупп» в лаборатории атомной физики. Примечательно, что в 1932 году Цимлянский был назначен советником будущего автора американской космической программы Вернера фон Брауна. Достаточно быстро Аполлон Аркадьевич получил доступ к самым секретным военным разработкам Третьего Рейха и нередко бывал на докладах у Мартина Бормана. В Германии бывший советский ученый курировал проект создания космического реактивного самолета, поднимавшегося в космос на баллистической ракете, а также проект лунной экспедиции. Как известно, немцы не успели реализовать эти программы, это позднее сделали американцы при помощи того же Вернера фон Брауна.

Разумеется, спецслужбы СССР были разозлены, что ученый работает на врага. В 1938 году его вызвали в посольство СССР, где настойчиво предложили вернуться домой. Но Цимлянский, довольный своей западной жизнью, отказался. Напрасно. На другой день ученого нашли мертвым в его квартире в Потсдаме — он скончался от пищевого отравления. Впрочем, существует и иная версия. Согласно ей в Потсдаме скончался двойник, а сам ученый был тайно вывезен в СССР, где проработал до 1944 года, успев передать советским военным все секретные разработки, к которым имел отношение в Германии. При этом после высадки в 1969 году американских астронавтов на Луну Вернер фон Браун официально заявил, что его учителем являлся русский ученый Аполлон Аркадьевич Цимлянский. Очевидно, что и корабль «Аполлон» получил свое имя в честь человека, являвшегося прототипом Петра Гарина.

— А кем же был прототип Николая Христофоровича Манцева?

— Этот человек хорошо известен в нашей стране в силу его больших заслуг перед отечественной химией. Правда, знакомы А.Н. Толстой и М.М. Филиппов, скорее всего, не были, но писатель должен был знать из газет о работах и трагической кончине ученого в возрасте 45 лет в июне 1903 года. На похоронах химика присутствовали Л.Н. Толстой и Максим Горький, а также много других известных людей, с которыми ученый дружил при жизни.

Буквально накануне своей неожиданной смерти в домашней лаборатории, Михаил Филиппов послал в одну из столичных газет статью, в которой рассказал, что нашел способ, как остановить все войны в мире, сделав их технически невозможными. По словам ученого, он сумел открыть способ переноса энергии взрыва на расстояние в тысячи километров. Филиппов считал, что страна, получившая подобное оружие, станет всесильной, а окажись оно сразу у нескольких держав, мировые войны превратятся в абсурд.

В романе «Гиперболоид инженера Гарина» Николай Христофорович Манцев также работал над устройством, передающим разрушающую энергию на большие расстояния. При этом Филиппов, по словам профессора Трачевского, рассказывал ему, что успешные опыты по созданию нового оружия уже проведены и через полгода будет проведена его публичная демонстрация. Филиппов утверждал, что взрыв динамита в Москве можно без потерь мгновенно передать, например, в Константинополь. Но напрасно исследователь публично заявил о своих планах. Агенты вражеских разведок, логично опасаясь, что новое уникальное оружие окажется у российских военных, убили ученого. При этом все его чертежи пропали.

Дмитрий Соколов Источник: https://mirnov.ru/rubriki-novostey/yeto-interesno/strashnoe-izobretenie-inzhenera-garina.html

Рекомендуем для Вас


© Интернет журнал "ЛАЗЕРНЫЙ МИР", 2019
Напишите нам:
laser.rf.mail@yandex.ru

Back to Top