Лазерное матирование обогатило палитру медальеров

Лазерное матирование обогатило палитру медальеров

Лазерные технологии, Лазеры для ювелиров, Научная библиотека, Новости науки и техники Комментарии к записи Лазерное матирование обогатило палитру медальеров отключены

Золотой червонец // 1 (54) 2021

Правило медальерного искусства в том, чтобы добиться выразительности и создать произведение искусства минимальными затратами. Сколько бы новых технологий ни появлялось, жизнеспособно только сочетание искусства, экономической эффективности, точности и тщательности изготовления – и высокого мастерства

Как напомнил народный художник России, главный художник-дизайнер Дизайнерского центра АО «Гознак» Александр Бакланов в ходе вебинара, организованного журналом «Золотой червонец», принцип чеканки монет за несколько веков не сильно изменился.
 
«Каким бы сложным ни было производство: прессы, копировальные машины, чеканка, отделка – это все технологический процесс, в результате которого мы получаем произведения медальерного искусства», – подчеркнул главный художник-дизайнер Дизайнерского центра АО «Гознак».

По словам Александра Бакланова, наиболее выдающиеся достижения российского медальерного искусства и монетного производства пришлись на начало XIX века. Тогда при чеканке было много ручного труда, и медальеры участвовали практически во всех этапах процесса изготовления монет. В том числе вручную изготавливали маточники и штемпеля с помощью штихеля. И это без микроскопа, столь распространенного сегодня. Однако выдающийся труд наших медальеров позволял получать очень качественные изделия, настоящие произведения искусства.
 
За весь XIX век было изготовлено всего 12 памятных монет, и, конечно, относились к ним с гораздо большим пиететом, чем сегодня. И какой бы простой сейчас ни казалась технология производства монет, которая тогда использовалась, в то время создавались замечательные произведения искусства, – подчеркнул Александр Бакланов.
За весь XIX век было изготовлено всего 12 памятных монет.
 

Изменился характер монет
 
В конце XIX века появились гравировально-копировальные машины, которые позволили участвовать в работе не только граверу, который с помощью штихеля вырезал маточник, но и предварительно делать лепки. Это в значительной степени упростило работу. Несмотря на то что маточник получался такой же, дорабатывать нужно было уже меньше. И процесс изготовления памятных монет ускорился.
 
Изменился и характер монет, потому что лепка позволяет использовать фактуру, а значит, делать потрясающие открытия. Но медальеры обязательно дорабатывали и маточник. Ведь медальер – это высококлассный специалист, это художник, который контролирует весь процесс изготовления монет и участвует во всех его этапах: он делает рисунок, изготавливает лепку,  потом правит инструмент и штемпеля, участвует в отделке готовых изделий.
 
«В результате участия копировальной машины процесс упростился и облегчился, но сказалось ли это на качестве изделий? Нет! Планка как была высокой, так и осталась», – констатировал Александр Бакланов.
Изменился и характер монет, потому что лепка позволяет использовать фактуру, а значит, делать потрясающие открытия.
 
 
Технология «пруф»:добавила тон и фактуру
 
Особенность монеты в том, что она чеканится большими тиражами, Естественно, затраты должны быть минимальными, а точность – максимальной. И чтобы отвечать этим требованиям, в XIX веке и первой половине XX века рельеф монет делали небольшим, а значит, и выразительность поверхности не была такой, как на томпаковых медалях (более старая технология, с высоким рельефом, но ручными операциями, затратными с точки зрения времени и труда специалистов).
 
Появившаяся в 1980‑х годах технология «пруф» добавила палитре пластических возможностей: фон полировался, рельеф матировался.
 
Технология оказалась очень удобной. Затраты небольшие, а эффект, выразительность сильно изменились. Впервые с применением этой технологии была изготовлена серия памятных монет, посвященная Олимпиаде 1980 года. Она до сих пор считается событием в российском медальерном искусстве. Тогда были использованы возможности технологии «пруф», и она до сих пор активно используется.
 

«В развитии технологий в медальерном искусстве очень важную роль играет экономика. Если технология сложная и затратная, она в монетном производстве не приживется, – отмечает Александр Бакланов. – Так, технология «пруф» оказала сильное влияние на медальерное искусство. Она не усложнила процесс изготовления монет, оказалась более экономичной по сравнению с применением томпака. При этом она позволила добиваться такой необычной выразительности, что сейчас применяется в большинстве изделий».

Лазерное матирование: обогатило палитру медальеров
 
Технология «пруф» дает только два тона – белый и черный, причем при смене фактуры эти изменения незначительны. Но все изменилось, когда появилась возможность использовать в производстве обработку лазером.
 
«Это было выдающимся событием, – вспоминает Александр Бакланов. – Мы смогли полированный фон использовать для графических элементов с помощью лазера. Причем лазер позволяет делать большую растяжку тона. С его помощью даже можно создать небольшой рельеф. Лазер позволяет, сохранив пластическую деталь, структуру, уменьшить поверхность полировки. И палитра медальеров очень обогатилась. Это сочетание экономики и искусства. Осваивали его сложно, но сейчас много его используем».
 
По словам главного художника-дизайнера Дизайнерского центра АО «Гознак», все технологические приемы должны служить решению пластических задач. Это касается и лазерного матирования. Например, в композиции с водой или облаками построить рельеф очень сложно. А вот лазер блестяще решает эту задачу и идеально передает состояние условности и эфемерности.
 
24_2.jpg

Так, например, с помощью лазерного матирования была воплощена художественная идея монеты «100‑летие Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова».

 
 Все технологические приемы должны служить решению пластических задач.
 
«Решение было очень гармоничным, ведь кинематограф – это не реальный мир, это мир искусства. И благодаря использованию лазерного матирования, с помощью пластики была решена образная задача, которая стояла при создании монеты», – отметил Александр Бакланов.

Применяем новые подходы

24_5.jpg
«В монетах отражается развитие технологий. Буквально в каждой монете мы применяем новые подходы, разрабатываем в сотрудничестве с технологами варианты использования уже имеющихся приемов. Эта работа ведется постоянно, – резюмировал главный художник-дизайнер Дизайнерского центра АО «Гознак». – При этом сохраняется задача показать наиболее важные события и ценности нашего государства».
 
Так, при создании серии монет «75‑летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», выпущенных в 2019 году, были использованы рельеф и лазерное матирование.
 
24_7.jpg
Монеты серии объединила идея «Бессмертного полка», которая отражает историю и современность. На монете изображены размытые, символические портреты участников войны, которые будто смотрят из глубины времен. Это образное решение позволило не только раскрыть тему, но и решить вопросы авторских прав, предотвратить возможные претензии правообладателей фотографий. Воплощена идея с помощью технологии лазерного матирования. На переднем плане золотой монеты – в рельефе изображение Вечного огня, серебряных монет номиналом 3 рубля – Вечного огня и ветерана, монет номиналом 25 рублей – воинов различных видов войск.
24_8.jpg
А вот при изготовлении монеты «75‑летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945  гг.», выпущенной в 2020 году, применена цветная печать.
 
Александр Васильевич Бакланов – выдающийся российский художник-медальер, народный художник России, главный художник-дизайнер Дизайнерского центра АО «Гознак», действительный член (академик) Российской академии  художеств. Родился в 1954 году в деревне Бакланово Вагайского района Тюменской области.
 
24_3.jpgВ 15 лет поступил в художественное училище им. М.Б. Грекова в Ростове-на-Дону, затем обучался на художественно-графическом факультете Ленинградского педагогического института по курсу художественно-графического факультета, прошел двухгодичный курс обучения в живописной мастерской народного художника СССР И.А. Серебрякова в Академическом институте имени И.Е. Репина при Академии художеств в Ленинграде.
В 1979 году Александр Бакланов стал членом секции живописи Союза художников СССР (сегодня – Союз художников России). В этом же году пришел работать на должность художника на Ленинградский монетный двор Гознака. С 1987 года – главный художник Ленинградского монетного двора. В 2006 году назначен главным художником Дизайнерского центра ФГУП «Гознак.
 
Сочетание металла и цвета использовалось в ювелирном искусстве с давних времен. Тампонная печать – достаточно простая технология. Первые монеты, которые изготавливались с применением этой технологии, вызывали сопротивление: нанесение краски на такой благородный материал, как серебро, казалось слишком грубым. Но появился альтернативный вариант – принтерная печать. Она гораздо качественнее, изящнее и более эффектно выглядит.
 
 
24_6.jpg
На этой монете к 75‑летию Победы цветная печать выглядит органично. Но при создании этой монеты также использована и ручная работа: элементы звезды и ее стержень – это позолота. Сама звезда покрыта эмалью. Салют, который будто мерцает из глубины времени, выполнен с помощью лазерного матирования.
 
Еще одна монета, выпущенная в 2019 году в серии «75‑летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», – циркуляционная, номиналом 10 рублей.
 
24_4.jpgЭто биметаллическая монета, при ее изготовлении использовано сочетание двух металлов, технология изготовления середины кольца и оригинальная технология запрессовки сердцевины в кольцо, разработанная технологами Гознака.

«На монетах, вышедших в серии «75‑летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», был использован практически весь диапазон технологических возможностей монетных дворов», – отметил Александр Бакланов.

Максимальная выразительность – минимальными средствами

Александр Бакланов также привел в пример еще две монеты, вышедшие в серии «75‑летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».
 
24_9.jpg
На серебряной монете серии – рельефное изображение центральной части Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы. Фоном служит силуэт Исаакиевского собора и салют в честь снятия блокады, выполненные с помощью лазерного матирования, которое в данном случае позволило одновременно упростить изготовление и обогатить художественную палитру.
 
Вторая монета серии – номиналом 25 рублей с рельефным изображением мемориала «Разорванное кольцо».
24_11.jpg
«Для каждого материала должно быть свое пластическое решение, – пояснил Александр Бакланов. – В данном случае лаконичность монеты задана ее диаметром, металлом (медно-никелевый сплав), технологией изготовления (более низкое давление, чем при чеканке драгметаллов, соответственно, меньший рельеф). Это сложная художественная находка – как очень простыми средствами раскрыть тему. Такова задача нашего искусства – минимальными средствами добиться максимальной выразительности».

Компьютерное моделирование

3D-моделирование ускоряет и упрощает процесс построения рельефа. В этом процессе задействовано много специалистов: это программисты, специалисты по компьютерному моделированию, компьютерные инженеры. Однако компьютерные технологии – это вспомогательные средства в работе художника и принципиально они ничего не меняют.
 
У каждого жанра искусства – свой пластический язык, но машина им не владеет, и это чувствуется. Например, при создании шрифтов их машинная геометричность часто мешает художественной выразительности, ее должен корректировать художник.
 
На монете «Конструктор оружия А.С. Яковлев», вышедшей в серии «Оружие Великой Победы (конструкторы оружия)», изображение самолета и надпись созданы с помощью компьютерного моделирования. Но вот деталь – летчика, сидящего в самолете, придумали и добавили художники. И монета «заиграла» совсем по‑другому. Такой пример того, что компьютерное моделирование в медальерном искусстве не может быть самодостаточным, привел Александр Бакланов: «Раньше мы писали пером, потом ручкой, сейчас – печатаем на компьютере. Но содержание от этого не меняется».

Сочетание лучших технологий

24_10.jpg
«Медальерное искусство немного схоже с ювелирным: используются одинаковые инструменты, и технологии, которые применяются, очень близки. Одинаков и сам подход к созданию изделия: исключительная точность и высочайшее качество изготовления. Но медальерное искусство самодостаточно. Однако нам всегда интересно работать над сюжетами с ювелирными изделиями в монете», – отметил главный художник-дизайнер Дизайнерского центра.
 
Так, например, в монете «Изделия ювелирной фирмы «Болин»» серии «Ювелирное искусство в России» объединены все современные технологии: рельеф, обработка рельефа лазером, лазерное матирование, цветная печать, благодаря которой монета становится яркой и привлекательной, эмалирование.
Это изделие, которое демонстрирует возможности Монетного двора, при этом сохраняя принципы высокого искусства. Здесь благородные материалы и технологии, которые сочетаются между собой: серебро, эмаль, лазер.

Тайна медальерного искусства

 
По словам Александра Бакланова, сейчас на выставках представляют много монет, на примере которых монетные дворы хотят удивить посетителей своими технологическими достижениями. Они превращают монеты в скульптурные произведения, придают им нестандартные формы, сложные конфигурации, дополнительные качества. Иногда эти технологические решения производят сильное впечатление, но при этом они очень затратны в производстве.
 
«А ведь правило медальерного искусства в том, чтобы добиться выразительности и сделать произведение искусства минимальными затратами. Сколько бы новых технологий ни появлялось, жизнеспособно только сочетание искусства, экономической эффективности, точности и тщательности изготовления и высокого мастерства.
 
Монета – это символ государства, символ времени. Если вдуматься, ответственность колоссальная, дело государственной важности.
 
Получая каждое задание на создание монеты, мы не просто изображаем «картинку на тему». Перед нами стоит задача пластическим языком передать идею. Это очень сложно. И практически каждая монета – это пластическое открытие художника. Ведь искусство – это не от знаний, а от чувств. В нем есть тайна. Оно передает 24_12.jpgнаш мир языком пластики. И если это удается и находит отклик у знатоков, значит, мы на правильном пути.
Хотелось бы, чтобы у нас сформировалась достойная среда и знатоков, и любителей медальерного искусства. Это не только материальные ценности, но и моральные – радость и удовольствие. Вот этой радости я и желаю любителям медальерного искусства», – заключил Александр Бакланов

 
 
Видео по теме:
 

Лазерная эрозионная обработка латуни (видео в режиме Time Lapse), трехмерная обработка драгоценных металлов в качестве PROOF

Рекомендуем для Вас


© Интернет журнал "ЛАЗЕРНЫЙ МИР", 2019
Напишите нам:
laser.rf.mail@yandex.ru

Back to Top