Как лазер воронежцам помогал самолёты строить

Как лазер воронежцам помогал самолёты строить

Новости науки и техники, Промышленные лазеры Комментариев к записи Как лазер воронежцам помогал самолёты строить нет

Страницы истории | Летопись воронежских самолётостроителей богата творческими достижениями, одна из ярких страниц которой – лазерный монтаж и сборка самолётов

Автор статьи Евгений Трофимович Вагнер – воронежский учёный, создатель теории строительства самолётов на основе сборки, монтажа и увязки размеров с помощью лазеров, воспроизводящих геометрию изделий. Лазерные методы были внедрены в технологическую подготовку производства самолётов Ил-76, Ил-86, Ил-96, а также гигантов «Антей» и «Руслан». Евгений Трофимович Вагнер – лауреат Государственной премии, автор более пятидесяти патентов и авторских свидетельств на изобретения, актуальные и в наши дни.

Строительство самолётов на основе переноса размеров на оснастку с помощью жёстких носителей – шаблонов и макетов явно устарело. Этот метод производства не мог обеспечить возросшие требования к качеству летательных аппаратов. Возникла проблема: чем заменить плазово-шаблонный метод. Моё внимание привлекла новая область науки – квантовая электроника, на базе которой были созданы лазеры. Ознакомившись с их свойствами, приняли решение использовать лазеры для совершенствования методов производства самолётов.

В ноябре 1967 года я написал докладную записку министру авиационной промышленности П.В. Дементьеву. В ней изложил программу совершенствования метрологической основы производства самолётов. Идея заключалась в том, чтобы компьютерное проектирование изделий совместить с лазерным бесконтактным контролем технологической оснастки и сборки агрегатов самолётов.

Реализация проекта позволяла автоматизировано управлять качеством сборочного процесса, повысив его точность, снизить объём ручных подгоночных работ. А самое главное, широкое применение лазерных измерителей перемещений позволяло учитывать градиент температурных деформаций стапеля и собираемого в нём агрегата. Это снижало температурные напряжения и повышало прочность планера.

Выдвинутая проблема применения лазеров рассматривалась на заседании научно-технического совета шестого главка и была одобрена. Воронежскому филиалу НИАТ была поставлена задача создать комплекс лазерных систем для самолётостроения. А головным предприятием по его внедрению был назначен Воронежский авиационный завод.

Для решения проблемы НИО-10 Воронежского филиала НИАТ был перепрофилирован в Научно-исследовательский центр лазерной промышленной метрологии. При нём была создана уникальная экспериментальная база. За годы работы Центра крупнейшие заводы отрасли были оснащены лазерными измерительными средствами типа: ЛЦИС, ГАПСИ, СВ-100 – 700 и другие, которые изготавливались нашим институтом. Для эксплуатации лазерной техники на заводах были созданы специальные технологические участки, проводилась работа по обучению конструкторов, технологов и рабочих новым методам производства.

Наша работа дала положительные результаты. Она обеспечила серийное производство широкофюзеляжных самолётов: Ил-76, Ил-86, Ил-96, Ан-224 и других.
Они были первыми
Лидером применения лазеров стал Воронежский авиационный завод. Здесь впервые в самолётостроении построили лазерный координатно-управляемый стенд, оснащённый высокоточными измерителями перемещений для безмакетной увязки стапелей. Он стал впоследствии прототипом бесстапельной сборки самолётов на Киевском авиационном заводе.

Стоит сказать о том, что все те идеи, которые я тогда предлагал, поддерживал главный инженер ВАСО Вячеслав Саликов. Он хорошо понимал, что будущее самолётостроения – за лазером. При активном участии Вячеслава Алексеевича был освоен выпуск сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144, широкофюзеляжных лайнеров Ил-86, Ил-96-300, Ил-96Т. Он многое сделал, чтобы в кооперации с украинскими авиаторами наладить выпуск среднемагистрального самолёта Ан-148. К сожалению, автокатастрофа, унесшая его жизнь, не дала Вячеславу Саликову воплотить многое, что он задумывал, будучи уже на посту генерального директора Воронежского акционерного самолётостроительного общества.

Мы были первопроходцами применения квантовой электроники в промышленных масштабах. В творческой работе принимал участие большой коллектив сотрудников НИО-10 Воронежского филиала НИАТ, впоследствии названного ФГУП НИИ АСПК.

Назову лишь руководителей научно-исследовательских секторов отдела: В.Г.Паршин, Н.С.Костюков, С.З.Сергеев, А.П.Рубан, А.Н.Скоробогатова, С.Я.Саранчев, А.Я Померанц и Ю.И.Роев. Большой вклад в создание полупроводниковых лазерных измерителей внёс Д.М.Попов, который стал впоследствии руководителем Центра. Я благодарен за помощь в развитии научного направления директору ФГУП НИИ АСПК Ю.П.Черепанову, заместителю по научной работе В.И. Максименкову и главному инженеру В.П.Дорошкову.

Источник: газета «Коммуна» |№71 (26715) | Пятница, 8 сентября 2017 года

Рекомендуем для Вас

Leave a comment

You must be logged in to post a comment.


© Интернет журнал "ЛАЗЕРНЫЙ МИР", 2019
Напишите нам:
laser.rf.mail@yandex.ru

Back to Top